Воображение в психологии: определение и свойства

Что такое воображение

Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая характеристика человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном мире, но и в мире, который он придумал, изобретать что-то новое и воплощать это в реальность.

В философии воображение считается неотъемлемой частью творческого процесса. В учебнике «Общая психология» доктор психологических наук Артур Петровский отмечает, что для выполнения повседневных задач требуется не меньше воображения, чем творческих: например, чтобы сделать стул, нужно предварительно представить себе его назначение, высоту, форму, размер и создавать детали в соответствии с этим изображением.

В повседневной жизни термин «воображение» часто используется как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну, ты воображаешь» в разговорной речи — это мягкая форма фразы «Ты лжешь», то есть умышленно искажающая действительность. Психологи с этим не согласны: согласно Словарю Выготского, воображение и реальность связывают четыре процесса.

  1. Создание совершенно новых образов. Например, в воображении может остаться сказочный дракон с десятью головами. Или они могут стать настоящими — человек создает трехмерную фигуру этого дракона и снимает мультфильм.
  2. Создание сложных изображений на основе социального или чужого опыта. Вы можете представить огнедышащего дракона из кадров фильмов или описаний книг.
  3. Составление образов из элементов реальности. Фэнтезийные образы можно создавать из того, что человеку знакомо по личному опыту: если он представляет себе розового дракона с львиной гривой, то только потому, что он вспомнил некоторые элементы этого образа из реальности, а некоторые из опыта кого-то другого или Социальное.
  4. Создание образов из эмоций. Этот процесс работает двумя способами: изображения также могут вызывать эмоции. Например, мальчик, который любит фэнтези, воображает, что летит на драконе, и доволен этим. Даже если эти воображаемые ожидания не оправдаются, возникающие в результате эмоции будут реальными.

Воображение и творчество

Творчество — это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения задач и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень тесно взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется как преобразование представлений о реальности и работа на этой основе новых образов. Он работает всякий раз, когда человек думает об объекте или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению это представление трансформируется.

Творческое мышление и воображение имеют свои особенности. Благодаря этому процессу можно создавать совершенно новые уникальные представления, основанные на идеях и мыслях субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Это может быть добровольное и непроизвольное. Творческая идея или склонность к ней во многом обусловлены рождением, но также могут развиваться.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. Вначале рождается креативная идея. Сначала в сознании создателя появляется нечеткий образ, первоначальный план, который можно создать произвольно, без намеренного понимания идеи. Второй шаг — развивать идею. Человек придумывает стратегии воплощения идеи в жизнь, мысленно ее улучшая. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизнь.

Развитие творческого воображения происходит в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от развлекательного к творческому. В детстве и юности творческое воображение имеет характерные черты, оно отличается магией, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критической составляющей мышления и рациональности. В подростковом возрасте в теле происходят сложные изменения, соответственно, и в душе. Развивается объективность, критичнее становится восприятие. Рациональность восприятия появляется немного позже, когда человек становится взрослым. Разум взрослого начинает контролировать воображение, часто слишком большая критичность и практичность ослабляют процессы фантазии, переполняя их смыслом, фактически нагружая какой-то ненужной информацией.

Есть несколько методов развития творческого мышления. Самый практичный метод — читать литературу и смотреть научные фильмы, расширять круг своих знаний, черпать знания из разных сфер жизни, запоминать и анализировать информацию. В этом случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представляйте воображаемые предметы, протыкайте их, чтобы производить с ними различные манипуляции. Например, представьте себе море, послушайте шум волн, почувствуйте дыхание свежести моря, представьте себе вход в воду, почувствуйте ее температуру и так далее. Или другой пример, представьте себе грушу. Представьте себе его форму, размер, цвет. Включите тактильное восприятие, представьте его, когда он у вас в руке, почувствуйте его поверхность, аромат. Можно мысленно откусить кусок, представить себе вкус.

Чтобы фантазия была произвольной, ее необходимо отработать при регулярных тренировках. Чтобы эффект был еще больше, нужно искать источники вдохновения, просить помощи у друзей, просить их идеи. Попробуйте групповую работу над созданием идей, иногда результаты действительно уникальны, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Суть и механизм действия

Воображение тесно связано с памятью, вниманием, мыслью. Формируется в результате возникновения общественного сознания, к которому человек обращается в проблемной ситуации

Навык относится к когнитивным процессам, отражающим объективную реальность. Основой рефлексии являются образы восприятия, памяти, представления.

Если мысль исследует мир обобщенно, воображение позволяет создавать определенные формы. Спектакль создает полноценные образы, основанные на реальности или порожденные фантазией. Человек выходит без исходных данных, представляет явления, которых он никогда не видел. Интеллект связан с воображением. Чем выше уровень интеллекта, тем активнее работа мыслительных процессов.

Суть воображения — создавать новые образы на основе уже существующих. Интенсивность, полнота результата зависит от опыта и знаний. Воображение возникает в процессе работы, когда необходимо спрогнозировать действия. Представляя образы, человек выходит за рамки реальности, предвосхищает результат работы, оживляет воспоминания.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок находится под воздействием прямых впечатлений от доступных для восприятия предметов. Затем формируется воображение — способность мысленно видеть отсутствующие объекты и манипулировать ими ситуациями, трансформировать их, желание или страх.

С этого момента возникают две тенденции. Один — настойчиво осваивать представленные в воображении предметы: получение желанной игрушки, поход в зоопарк, любимое занятие. Другой — отказаться от успеха и отказаться от воображения. Их баланс зависит от семейного окружения и уже сложившихся личностных качеств ребенка.

Виды воображения

Чтобы правильно использовать свое воображение, вам необходимо знать, какие виды существуют и за что они несут ответственность. Согласно учебнику психологии доктора психологических наук Анатолия Маклакова, воображение бывает активным и пассивным.

Активное воображение

Активное воображение — это способность человека по собственной воле вызывать образы, чтобы воплотить их в жизнь. Этот вид воображения используется в любой творческой деятельности: когда ученый ставит перед собой цель изобрести новое устройство или когда ребенок решает, как нарисовать мать. Если художник выходит с драконом, а затем создает его трехмерный макет или анимацию, это активное воображение. Активное воображение может быть:

  • воссоздавать, когда человек преподносит что-то новое с помощью слов или картинок. Чаще всего такое воображение используется в обучении: музыкант мысленно воссоздает мелодию из нот, инженер — конструкцию по схемам;
  • творческий, когда человек самостоятельно создает новые образы, не полагаясь на описания и схемы: он пишет роман, сочиняет арию, рисует картину.

Карл Юнг использовал активное воображение в аналитической терапии как метод выявления бессознательного: пациент устанавливает отправную точку (например, фрагмент сновидения) и позволяет воображению развить ее в целые сюжеты. Бессознательное обретает смысл, воплощается в материальной форме — рисовании, танцах, игре — и человек начинает лучше понимать себя и других людей.

Пассивное воображение

Пассивным воображением называют сны и образы, которые возникают в голове у человека, но не сбываются. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружается в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время или встретить героя фильма. Если сотрудник мечтает о мире огнедышащих драконов, чтобы пережить скучную деловую встречу, это пассивное воображение.

Пассивное воображение бывает:

  • непроизвольное, когда образы возникают в голове человека спонтанно, без его желания. Это воображение работает, когда активность сознания ослаблена, когда оно нарушено или во сне;
  • умышленно, когда человек сознательно мечтает, но не имеет намерения осуществить эти мечты.

Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от реальности и торможению умственного и социального развития. В крайних случаях может развиться патологический синдром мечтательности. Люди с таким расстройством живут в вымышленной реальности того же типа, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к реальности.

Что дает воображение человеку

целевой дисплей

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно выполняет. Но зачем вам это лично? Есть несколько моментов:

  • помогает общаться с другими людьми;
  • позволяет просматривать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в процессе принятия решений и в создании новых идей;
  • он помогает мысленно воссоздать образ объекта или явления, которого вы никогда не видели.

Кроме того, воображение используется для составления прогнозов и планов на будущее. Он нужен во всех сферах бизнеса, особенно в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Это о дизайне, исследованиях.

Ребенку нужно воображение? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок познает окружающий мир. И если по каким-то причинам его воображение не работает в полную силу, тормозится формирование важных навыков.

Развитое в детстве воображение поможет в будущем взрослому проявить творческие способности, развить творческие способности, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. И это пригодится в жизни.

Основные функции воображения

Из всего живого только человек обладает активным и продуктивным воображением. Помимо продуктивного воображения существует еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека так или иначе пронизана воображением, которое сопровождает его при чтении книги, прослушивании музыки, разговоре с коллегой. По мнению ученых, человечество всем обязано воображению, составляющему научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

  • Когнитивные функции. Он заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знаний. Эта функция имеет две разновидности: обобщение, которое проявляется в создании ситуаций, возможностей, элементов, и синтетическая функция: создание целостного новообразования. Новые изображения приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором творческой исследовательской деятельности;
  • Функция ожидания. Психическое состояние основано на образах воображения, направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвидения исхода позиции, следующего образа действий. В плане дискурса мысленное построение предложения облегчается;
  • Регулирующая функция. Предполагается, что образы воображения имеют мотивирующее значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
  • Контрольно-корректирующая функция. Его суть в том, что позволяет исправить ошибки и недочеты, улучшить методы и приемы проделанной работы;
  • Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения имеют большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они стимулируют настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлечению работой или ограничивать его.

Воображение выполняет две другие особые психологические функции: психодиагностическую и психотерапевтическую:

  1. Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Эта функция используется в психологических тестах: изобретать, сочинять, рисовать что-то фантастическое и после специального анализа делать определенные выводы;
  2. Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции вы можете положительно повлиять на психологическое состояние и поведение человека. Добровольно вызывая определенные образы, вы можете изменить свое психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например в аутогенном обучении, в гештальт-терапии, в нейролингвистическом программировании.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо прибегнуть к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.

Нет однозначного соответствия между образами воображения и явлениями реальности, которые в них отражаются, потому что воображение не является копией настоящего. Воображение — это модель предполагаемого изображения, основанная на опыте субъекта. Все фэнтезийные образы детерминированы. Нет бессмысленной фантазии, в которой не отражался бы и не может быть отражен объективный природный или социальный мир. Степень адекватности отражения действительности в фантазиях может быть разной.

Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фэнтези, т.е воображение, по типам:

  • Рациональная фантазия. Он отражает существенные аспекты объекта;
  • Иллюзия. Видимость принимается за суть;
  • Шутка. Объективная реальность намеренно искажена.

Функции воображения показаны на следующей диаграмме.

Воображение

Создание образов
избушка на куриных ножках

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных предметов объединены в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная хижина на гусиных лапках, гидросамолет, снегоход.
  2. Акцентуация. Часть объекта разделена на отдельные части. Хороший пример — мультфильмы, в которых художник выделяет определенную характеристику.
  3. Гиперболизация. Уменьшайте, увеличивайте или перемещайте определенные части выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, про многоголовых драконов.

Еще один способ создавать изображения в воображении — это печатать. Считается самым сложным. Представьте себе любую картину. Созерцая его, вы рисуете в своем подсознании образ, который передал художник. Или возьмем, к примеру, книгу. Автор описывает особенности главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, думает, ведет себя. Кажется, вы переноситесь в окружающий мир.

Общее понятие о воображении как психическом процессе

Определение 1
Психический процесс воображения — это процесс создания образов объекта или ситуации путем реструктуризации существующих человеческих представлений. Образы, возникающие в процессе воображения, чаще всего не соответствуют реальной действительности человека и ярко проявляют черты фантастики и вымысла.

Воображение — это умственный процесс, который позволяет человеку создавать новые образы и явления на основе предыдущего опыта или навыков.

Развитие воображения — длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека и способствует накоплению определенного количества знаний, которые в течение жизни станут основой для создания образов воображения.

В связи с этим отмечается теснейшая связь между воображением человека и развитием личности, которая возникает в результате обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Теоретические концепции воображения

Функции воображения

Воображение в той или иной форме «пронизывает» всю человеческую деятельность. Он сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в лаборатории, болтаем с соседом или мирно спим. Ученые утверждают, что всему, что составляет научно-технический прогресс, мы обязаны воображению. Вот почему функции воображения так многочисленны.

Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знаний. Разновидностью когнитивной функции можно назвать, с одной стороны, функцию обобщения, которая проявляется в порождении различных элементов, ситуаций, возможностей, а с другой — синтетическую функцию, заключающуюся в создании новой формации. (новое сочетание образов через их частичное преобразование). Многие открытия и изобретения происходят благодаря созданию новых изображений, поэтому воображение является незаменимым психологическим фактором в творческой исследовательской деятельности.

Функция упреждения (предвосхищения) — образы воображения являются основой психического состояния, нацеленного на то, что может или должно произойти, а также на предварительную настройку в восприятии и действии. Благодаря образам воображения облегчается процесс предвидения результата обсуждаемой ситуации, последующая модальность действия, действия и, говоря словами, мысленное построение предложения.

Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают мотивирующее значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими составляющими личностной направленности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Функция проверки и исправления изображений воображения заключается в том, что они позволяют исправить ошибки и недочеты, а также улучшить методы и приемы проделанной работы.

Функцию эмоционального воздействия также могут выполнять образы воображения. Яркие и чувственные образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут как способствовать увлечению работой, так и препятствовать процессу работы или учебы.

Связь воображения с реальностью.

Нет однозначного соответствия между образами воображения и отраженными в них явлениями действительности, поскольку воображение не является копией настоящего. Воображение — это модель предполагаемого, основанная на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаемой системы. Однако любой фантастический образ детерминирован. Нет, и не может быть бессмысленной фантазии, в которой объективный мир не отражал бы себя так или иначе: естественным или социальным. Однако степень адекватности отражения действительности в фантазиях может быть разной. На этом основании мы даже пытались разделить фантазию (воображение) на следующие типы: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные аспекты объекта, 2) иллюзия, в которой внешний вид принимается за сущность, и 3) мистификация, в объективная реальность которой намеренно искажается.

Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора базовых фактов, от рациональной организации экспериментального исследования. Представители различных психологических школ пытались ответить на вопрос о причине возникновения нового, создания образов воображения.

Гипотеза признания творческих идей основывалась на том, что художник, композитор или ученый «узнал» свое будущее творчество.

Некоторые концепции были основаны на интуиции ученых, другие — на результатах экспериментов. Наконец, в проблеме воображения были разработаны два основных теоретических подхода:

· Крайне идеалистический взгляд. Воображение — это по своей сути спонтанная творческая сила.

· Чрезвычайно механистический аспект. Его характеризовало стремление получить все характеристики своей продукции из образов восприятия, из данных, хранящихся в памяти.

Особое место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начался именно с изучения одной из форм фантазии — сновидений. Зигмунд Фрейд провел подробный анализ снов своих пациентов. Он показал, что все элементы сна, которые пациенты считают непоследовательными, бессмысленными и абсурдными, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубокий психологический смысл. У сновидения есть реальные источники двух типов: внешняя реальность и внутренняя психологическая жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах снов, но и в произведениях искусства. Он подчиняется определенным законам, которые управляют всей сферой бессознательного в целом: когда образуются образы воображения, работают механизмы смещения и уплотнения, используются символы, заменяющие лица, органы тела и т.д. Эти механизмы, согласно Фрейду, проявляются во всех формах фантазии: в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, во снах и т.д.

Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие «архетип», которое он интерпретирует как основу коллективного бессознательного, определяющего жизнь и творческую активность индивида (популяции). Архетипы унаследованы от человека. Они представляют собой «технические формы понимания» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обусловлены этими архетипами. Юнг утверждал, что что-то новое в творчестве человека основано на том, что уже известно человечеству, например на архетипе. Он отводил фантазию сугубо репродуктивную роль, считал, что для него нетипично создавать новую.

Гештальт-психология сделала серьезную попытку ввести проблему фантазии в более широкий психологический контекст. Он выдвинул идею целостности системы саморегулирования, которая привела ее авторов к вопросу о возможности ошибочных решений, вариантов, не связанных с уже приобретенными знаниями и навыками. Они связали эту идею с воображением и его особенностями.

Как возникают образы

Отчет по психологии воображения

Есть разные способы их создания.

Акцентирование — это выделение какой-либо части, функции или свойства. Здесь используются следующие приемы:

Набор текста — это обобщение изображения и его эмоциональная насыщенность. Многие литературные герои — прекрасные образцы набора текста. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов — бесплодный мечтатель, Коробочка — жадный избранник, Ноздрев — увлекательная карусель.

Комбинирование: создайте новый способ комбинирования частей существующего.

Преувеличение — это преднамеренное улучшение характеристики или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет преувеличением.

Преувеличение и преуменьшение. Гулливера можно считать ярким примером того и другого.

Комбинация — объединение существующих элементов в новые комбинации.

Роль воображения в жизни

Воображение нужно не только детям и художникам. Это важно для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Мы отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.

Почему воображение важно

Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале Американской академии неврологии, у людей среднего и старшего возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% ниже риск проблем с памятью и мышлением, а также легких когнитивных нарушений, ведущих к слабоумию.

Воображение необходимо для важных умственных процессов:

  • Мышление — это процесс решения проблемы от определения условий до получения результата. Именно воображение позволяет мысли представить возможные исходы ситуаций, делать выводы и принимать решения.
  • Память — это способность хранить и воспроизводить прошлый опыт, любую информацию о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Для создания образов воображение опирается на память и использует воспоминания или их элементы. Но есть и обратный процесс: воображение заполняет пробелы в памяти, и негативные воспоминания тоже «исправляются» — так выглядят ложные воспоминания. При этом память не требует высокой нейронной активности, потому что мозг обрабатывает уже знакомую информацию. А для воображения нужны новые нейронные связи.

Помогает ли воображение достигать успехов в работе

Эксперты Harvard Business Review считают, что именно ваше воображение позволяет справляться с кризисными ситуациями. Согласно исследованию Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли противостоять рецессии и конкурировать за счет инвестиций в новые точки роста в бизнесе — чтобы увидеть эти точки, вам нужно проявить изобретательность и представить, какие пути развития могут быть успешными.

Правда ли, что у детей воображение лучше

У детей действительно активнее работает воображение — взрослым мир знаком, а ребенок только начинает его осваивать. Чтобы наблюдать, создавать и понимать новые образы, требуется воображение.

Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о давних исследованиях НАСА в области творчества: 1600 дошкольников в возрасте от 4 до 5 лет поставили перед собой задачу решить проблему по-новому. По результатам тестирования 98% детей набрали баллы на уровне «творческих генов». Спустя пять лет только 30% той же группы остались на том же уровне, еще через пять лет — 12%. При тестировании на более чем 1 миллионе взрослых в возрасте около 31 года было обнаружено, что только 2% имели такой же уровень творческого гения.

Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что недостаток воображения у ребенка является признаком патологических процессов, чаще всего синдрома раннего аутизма: без воображения невозможна игра, с которой ребенок испытывает «взрослые» обязанности. — готовка, вождение автомобиля, растить детей.

Как понять, что у человека нет воображения

Нет людей без воображения: хочет человек того или нет, его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Ученые называют эту особенность афантазией. Согласно исследованию когнитивного и поведенческого нейробиолога Адама Земана, люди с афантазией мечтают, но не могут создавать визуальные образы в реальности и часто страдают нарушением памяти.

Есть люди с противоположным явлением: гиперфэнтези: им достаточно послушать слово «дракон», чтобы представить себе форму его хвоста, текстуру его чешуи и цвет пламени из его пасти. У большинства людей умеренное воображение, но есть способы улучшить его.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, творческие увлечения вне рабочего времени повышают продуктивность сотрудников. Самый верный способ разжечь свое воображение — бросить вызов самому себе в деле, в котором у вас нет опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (и нейроны соединялись) по-другому. Это открывает новые перспективы и создает благодатную почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, средний пользователь Интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит в сети 6 часов 43 минуты каждый день или 100 дней в году, что составляет более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени для мечтаний. Согласно исследованию научного издания Behavioral Scientist, люди, которые мечтают днем, с большей вероятностью принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Попробуйте помечтать вместо того, чтобы листать ленту социальных сетей, ожидая очереди в магазине, садясь на автобус или обедая на скамейке в парке.

Гуляйте

Прогулка погружает в творческое и вдохновенное состояние. Исследование Стэнфордского университета, проведенное в 2014 году, показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Попробуйте прогуляться без телефона в глуши.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованиям научного журнала «Развитие ребенка», дети из творческих семей растут более творчески. Этот жизненный трюк работает и со взрослыми — творческая среда вдохновляет мыслить нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игра в детстве влияет на развитие творческих способностей в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять иную реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, или еще лучше попросите детей принять вас в свою игру и учиться у мастеров.

Если задача поначалу кажется сложной, вы должны попытаться дать волю своему воображению в медитации, установить контакт со своим внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Предназначение и функции

Мужчина стоит, приложив руку к виску. За ним тень на стене, за которой расстилается плащ супергероя

Роль воображения представлена ​​следующими пунктами:

  • умение представлять реальность образами, умение их использовать;
  • человек в непредвиденном случае может сформировать план действий;
  • умение регулировать эмоциональность отношений;
  • регуляция познавательных процессов личности.

Воображение позволяет нам выйти за пределы человеческого понимания, способствует прогнозированию будущего, возрождает прошлое.

Предлагаю вашему вниманию функции воображения.

  1. Поощрение к активности с привлекательным и ярким изображением результата.
  2. Наличие определенных планов и способов реализации задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции есть риск потерять реальность. Частный пример подмены реальности игровыми образами, следствие игровой зависимости.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных, порой проблемных ситуациях с помощью альтернативных действий, новых образов с учетом возможных последствий.
  5. Организация познания, моделирование, реконструкция объектов по детальным описаниям, восполнение недостающих элементов.

Виды воображения. Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям

Психологи выделяют типы воображения по следующим причинам.

1. Степень активности человека в создании новых образов и осведомленность об этих образах:

А) Непроизвольное или пассивное воображение: новые образы возникают под влиянием бессознательных или бессознательных потребностей. Это сны, галлюцинации, сны. Образы мечты

они родились непроизвольно, характерные для
мечты бывают:
• чувственная аутентичность;

невероятная странность,

Необычные связи и сочетания изображений;

· Четкая связь с основными потребностями человека.

Продукт больной или нездоровой психики — галлюцинации. Галлюцинации — это также пассивное и непреднамеренное воображение.

Галлюцинации бывают:

слуховой

(больной слышит голоса, музыку, звуки). Это психическое расстройство часто возникает в результате алкоголизма;

зрительные галлюцинации

(обычно возникает при таких заболеваниях, как эпилепсия, а также у алкоголиков, достигших состояния белой горячки).

Мечты–

это пассивное, но сознательное воображение. Это мечты, не связанные с желанием воплотить их в жизнь.

Б) Произвольное или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в определенной деятельности. Этот тип воображения возникает в раннем возрасте и наиболее развит в детских играх.

По оригинальности произвольное (активное) воображение делится на:

развлекательное или репродуктивное воображение

— это построение предмета, явления по его словесному описанию или по рисунку, схеме, изображению.
Сущность
воссоздание в том, что мы воспроизводим то, что сами не воспринимали напрямую, но то, что сообщают другие,

· Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах бизнеса. Роль творческого воображения огромна: создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Другой тип творческого воображения — фантазия или мечтание. Здесь желаемое будущее напрямую не связано с настоящим. Фэнтезийные изображения включают в себя сказочные и научно-фантастические изображения.

Два типа творческого воображения:

конкретные (фигурные):

резюме (логическое):

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть разными; это могут быть отдельные изображения, материалы, наполненные множеством деталей, и типизированные изображения, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система зрительных образов, отличающихся друг от друга соотношением индивидуального и общего в каждом из них; следовательно, существуют различные виды воображения, более конкретные и более абстрактные. Разница между конкретным и абстрактным воображением — это разница между теми образами, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение использует образы высокой степени обобщения, обобщенные образы — схемы, символы (в математике). Абстрактное и конкретное воображение — это не внешняя полярность; между ними много взаимных переходов.

В) Продуктивным называется воображение, в образах которого много нового (элементы фантастики). Продукты такого воображения обычно не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Часто это воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новые горизонты в литературе или искусстве. Правда, нельзя сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения нет ничего нового. При желании его всегда можно найти, разбив продукт воображения на знакомые элементы, но сущность воображения и его продукт никоим образом не сводятся к ним.

Г) Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого есть многое из того, что уже известно, хотя есть некоторые элементы нового. Это, например, воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, который сначала создает свои творения по известным образам и мотивам, приобретая профессиональные навыки. Конечно, в продуктах их воображения можно найти множество вещей, которые они изобрели сами, но в целом эти продукты все же напоминают то, что кто-то уже сделал (создал).

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник одновременно с изучением других функций психики. Основной вклад в учебный процесс внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение открытий, теорий о развитии репрезентативной способности в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый считал, что этот период был переломным

Умение изображать в дошкольном возрасте рассматривалось как способность создавать единое целое из элементов.

Отчет по психологии воображения
Выготский отмечал сложность умственной деятельности, постепенное развитие. Согласно его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Через творчество ребенок выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. Возможность самовыражения в детстве и зрелости зависит от скорости их удовлетворения. Негативный опыт, полученный в детстве, влияет на взрослого человека.

Оцените статью
Блог для студентов