Виды и функции педагогической деятельности

Научная и практическая педагогическая деятельность

Образовательная деятельность — это деятельность, которая обеспечивает взаимоотношения между людьми в процессе передачи интеллектуального и практического опыта. Педагогическая деятельность бывает двух видов: научная и практическая.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать накопленный человечеством интеллектуальный и практический опыт — культуру — подрастающему поколению, чтобы общество сохранялось и развивалось. Поэтому одна из главных целей компании — овладение человеком культурой. Для этого компания организует специальные — образовательные мероприятия.

Но педагогической деятельностью дать всю культуру невозможно. Для этой деятельности выбирается необходимая и обязательная часть культуры, которая представляет собой определенный набор умственных и практических переживаний в виде знаний и умения их использовать в виде высших нравственных качеств. Человек, умеющий использовать эту часть культуры, и есть цель педагогической деятельности. Результатом педагогической деятельности должен стать человек, овладевший этой частью культуры.

Педагогическая деятельность может осуществляться социально образованным лицом, имеющим педагогическую (профессиональную) подготовку. Предметом педагогической деятельности является тот набор, который отобран и должен быть передан подрастающему поколению, особое отношение к которому позволит достичь поставленной цели.

Педагогическая деятельность в основном базируется на следующих природных свойствах и качествах, присущих человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность понимать, воспринимать, применять знания и навыки); инструменты: инструменты различного типа, включая книги, письменные принадлежности и т д

Педагогическая деятельность осуществляется через серию действий, которые приводят к результату, соответствующему поставленной цели. Этот набор представляет собой два вида дидактической деятельности: научную и практическую.

Научно-педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на получение новых знаний о педагогических взаимоотношениях между взрослыми и детьми и о формах их развития. Научно-педагогическая деятельность делится на два вида: теоретическая и экспериментальная.

Научная деятельность изучает совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность — вид педагогической деятельности, направленный на передачу значительной части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) подрастающему поколению.

Цели педагогической деятельности

Осуществлению педагогической деятельности предшествует осознание цели, что дает импульс деятельности. Определяя цель как ожидаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предсказание учителем и учеником результатов их взаимодействия в виде обобщенных психических образований, согласно которым все компоненты педагогического процесса связаны между собой.

Определение целей педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, что выражается ниже.

  • Четкое определение целей влияет на развитие педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, каким человеческим качествам следует отдавать предпочтение, влияет на суть педагогического процесса.
  • Постановка целей педагогической деятельности напрямую влияет на выполнение практической работы учителя. Важным профессиональным качеством учителя является личностный дизайн учеников, требующий знания того, что должно быть и какие качества нужно формировать.

В основе целей педагогической деятельности лежат мировоззренческие и ценностные ориентации общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, на максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе производство интенсивно совершенствуется, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовки подрастающего поколения. Компьютеризация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамических процессов в социальной сфере жизни общества привели к формулированию цели педагогической деятельности, в которой разносторонняя и гармонично развитая личность выступает в качестве идеала современного образования и воспитания. Это потребность развития личности, общества, государства.

В понятие «разностороннее и гармоничное развитие личности» входит необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовного, нравственного и артистического развития, выявления задатков и склонностей, развития навыков; ознакомление с современными достижениями науки и техники; воспитание гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Поэтому основной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонней личности, способной реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современная педагогическая наука выделила основные традиционные виды педагогической деятельности — учебно-воспитательную работу.

Воспитательная работа направлена ​​на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся с целью решения задач гармоничного развития личности. Обучение — это вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной активности школьников. Разделение педагогической деятельности на виды достаточно условно, поскольку в учебном процессе частично решаются учебные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только учебные, но и развивающие, а также учебные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает разгадать смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. При этом для более глубокого понимания сути обучения и воспитания эти процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитательного обучения» и «обучающего обучения».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности учащихся, которая направлена ​​на усвоение социокультурного опыта предмета как основы и условий для развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные знания (теоретические и эмпирические), способствующие формированию понятийно-терминологического аппарата студентов;
  • носители информации, знаний — учебные тексты или знания, воспроизводимые при осуществлении систематического наблюдения (в лаборатории, практических занятиях и т д.), организованного преподавателем, фактов, моделей, свойств объективной реальности;
  • вспомогательные средства — технические, IT, графика и др.

Основные способы переноса социального опыта в педагогическую деятельность — это использование объяснений, демонстраций (иллюстраций), совместной работы, практических занятий студентов и т.д.

Определение

Продуктом педагогической деятельности является сформированный у студента индивидуальный опыт в совокупности аксиологических, морально-этических, эмоционально-смысловых, субъективных, оценочных компонентов. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, тестах по критериям решения задач, проведения воспитательных и контрольных действий. Результат педагогической деятельности как реализация ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, в их формировании как личности, как субъектов учебной деятельности.

Затем мы рассмотрели специфику педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, человечности, коллективности, наличии творческих способностей. Основная цель педагогической деятельности — формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности — учебно-воспитательная работа; подчеркиваем наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, пособия.

Основные виды педагогической деятельности

1. Образовательные (учителя, инструкторы, EAP и т.д.)

2. Педагогические (учителя, классные руководители, воспитатели и т.д.),

3. Административная (руководители школ, центры обучения и воспитания и т.д.),

4. Организационные (организаторы детского движения, все педагоги),

5. Методика (методисты школ, ДОО и др),

6. Исследования (учителя-экспериментаторы),

7. Внеучебные мероприятия (клубы, ДОО, детские отделения полиции).

Вне зависимости от вида деятельности, выполняемой учителем, основными направлениями в его работе будут:

1) Диагностическая и плановая деятельность, т.е.изучение состояния и эффективности организованного процесса и на этой основе планирование дальнейшего развития учащихся и группы детей, определение стратегии их педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностная деятельность, т.е создание условий для формирования ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций учащихся, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность — т.е организация взаимодействия студентов в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организационная деятельность — т.е умение организовать интересную и разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность студентов, овладение различными формами работы и т.д.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность — т.е умение анализировать не только деятельность студентов, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Три характера педагогической деятельности

Еще одной характеристикой профессии учителя является то, что она по своей сути носит гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер профессии учителя направлен на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, осваивает достижения человечества и тем самым гарантирует продолжение рода человеческого, существует непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии подразумевает влияние на ученика не только отдельного учителя, но и всего педагогического состава учебного заведения, а также семьи и других источников, оказывающих коллективное и коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности — важнейшая особенность, которая отражается в степени использования учителем своих навыков для достижения поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности учителя происходит за счет накопленного социального опыта, психологических, педагогических и дисциплинарных знаний, новых идей, навыков и умений, позволяющих находить и использовать оригинальные решения, новаторские формы и методы.

Педагогическая деятельность отличается сложностью, своеобразием и оригинальностью, она представлена ​​системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в течение определенного периода времени и с соблюдением принципов и правил.

Уровни педагогической деятельности

При рассмотрении педагогической деятельности можно выделить два аспекта: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности: — цель и задачи ПД, — средства достижения цели (содержание, методы, формы,), — предмет ПД (как учителя, так и учащиеся), — объект педагогической влияние (учащиеся, родители), другие объекты (учебный процесс, его содержание и т д.), является результатом педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности: -мотивационный компонент (чем руководствуется педагог в работе: мотивы долга, творческое самовыражение, принуждение, желание подготовить достойную замену, заботы о будущем и др.): Профессиональный, педагогический, психологический, методический, общегуманитарный), -операционный компонент (те навыки, которые необходимы ПД для выполнения своих функций: гностические, творческие, конструктивные, коммуникативные.

Уровни педагогической деятельности :

1 уровень — репродуктивный — подразумевает способность учителя действовать по образцу, образцу и стандарту. Такому учителю сложно делать что-то новое.

2 фаза — адаптивная — подразумевает способность учителя адаптироваться к новым требованиям жизни, школы, изменять известные методы.

3 этап — творческий — подразумевает нестандартные и необычные действия учителя, которых нет в известном опыте.

Специфической характеристикой ДО является: — его проактивный характер, ориентированный на личность (на ребенка, его образование, развитие…), — его кооперативный характер: и учитель, и ученик должны участвовать, — его целевая природа: ПД рассматривается как решение профессиональных проблем, которые одна за другой возникают у учителя — его гуманистический характер: большую часть времени «гуманизм» понимается как «любовь к человечеству», уважение к правам и достоинству человека и т.д.

Признаки профессионального ПД :

В отличие от семейного воспитания, которое органично связано с семейной жизнью, профессионально-педагогическая деятельность отделена от повседневной жизни детей: — ее проводит специализированный педагог, обладающий необходимыми знаниями и навыками; — его реализация основана на конкретных формах: уроки, занятия, занятия. -Эта деятельность имеет конкретную цель: научить ребенка чему-то, дать систему определенных знаний, обучить определенным навыкам и умениям, преодолеть пробелы в знаниях; воспитание ребенка, развитие его навыков, интересов, мышления, памяти, воображения и т д., развитие — ребенок также понимает «особый» и серьезный характер этой деятельности — вовлечен в особые отношения с учителем: результаты педагогической деятельности , особенно в образовательной части, поддающейся проверке; Результатом этой деятельности являются знания и умения ребенка, которые передает педагог; результаты обучения менее заметны — из-за того, что ребенка «все и всем воспитывают», а результаты «откладываются» со временем; — хороший учитель не ограничивается строго регламентированной деятельностью — использует различные способы воздействия на ученика: неформальный разговор, конфиденциальный разговор, обсуждение проблем ученика, советы, поддержка, помощь.

Гуманистический характер профессии и педагогической деятельности. Это проявляется в особенностях педагогической деятельности и образа мышления. Если вспомнить, что основным содержанием профессии учителя является взаимосвязь между людьми (с одной стороны) и конкретное знание предмета (с другой), то мы приходим к выводу, что профессия учителя требует двойной подготовки: знания людей и специальной подготовки.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими педагогической деятельности, которые не менее важны и представляют собой динамические отношения, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск новых, разработка разработок, проведение экспертизы и т д;
  • передача знаний в организованном образовательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • образование студентов, обучение и развитие их личности.

Готовые работы на аналогичную тему

460 Виды и специфика педагогической деятельности Курсовая работа 230 ₽ Виды и специфика педагогической деятельности Резюме 210 ₽ Виды и специфика педагогической деятельности Экзаменационная работа Получите выполненную работу или консультацию специалиста по вашему образовательному проекту Узнать стоимость

Основное содержание педагогической профессии — наличие и использование специальных, дисциплинарных знаний, а также разнонаправленные отношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования к дуальной подготовке специалиста педагогической профессии: наличие специальных и дисциплинарных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Своеобразие педагогической профессии выражается в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Оцените статью
Блог для студентов