Воспитание детей в семье: методы и принципы

Содержание
  1. Принципы, задачи семейного воспитания
  2. Девятый принцип
  3. Цели, содержание, методы
  4. Пятый принцип
  5. Шестой принцип
  6. Тринадцатый принцип
  7. Второй принцип
  8. Специфика воздействия
  9. Принцип комплексности и систематичности
  10. Одиннадцатый принцип
  11. Типы семей и особенности воспитания
  12. Обзор 5 типов семейного воспитание
  13. Семейное воспитание и его типичные ошибки — видео
  14. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
  15. Восьмой принцип
  16. Седьмой принцип
  17. Четвертый принцип
  18. Стили семейных отношений
  19. Оптимальная дистанция
  20. Минимальная дистанция
  21. Воспитательный потенциал семьи
  22. Принцип научности
  23. Методы семейного воспитания — основа сильного характера ребенка
  24. Третий принцип
  25. Будьте хорошим примером, это необходимо для правильного воспитания.
  26. Десятый принцип
  27. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
  28. Проблемы семейного воспитания
  29. Семейное воспитание детей дошкольного возраста
  30. Двенадцатый принцип

Принципы, задачи семейного воспитания

Семейное воспитание — это сложная система принципов и методов. Здесь проявляется влияние наследственности, естественного здоровья ребенка и родителей, материального положения, образа жизни, количества детей, места проживания, отношения к ребенку. Все эти факторы, переплетаясь, создают неповторимую атмосферу для конкретной семьи, атмосферу общения.

Семья

Основные функции семьи:

  • создать оптимальные или лучшие условия для развития ребенка;
  • обеспечение ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как растить детей и лечить пожилых людей, сверстников и детей;
  • научить детей полезным прикладным навыкам, умению служить себе, помогать близким;
  • способствовать развитию чувства собственного достоинства.

Каковы наиболее важные принципы семейного воспитания? Перечислим основные из них:

  • принцип открытости и доверия к детям;
  • вовлечь их в семейную жизнь;
  • человечность, милосердие;
  • последовательность требований к детям (не ждите невозможного или наоборот);
  • оптимизм в семейных отношениях;
  • взаимовыручка, забота;
  • готовность ответить на ваши вопросы.

Большая семья

Помимо общих принципов, существуют и частные, на которых строится семейное развитие. Это может быть запрет на физические наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ потакать или, наоборот, просьбы немедленно подчиниться и многое другое.

Всю семейную философию следует свести к идее: не «ребенок в семье счастлив, потому что он послушен и не создает проблем», а «ребенку с ним хорошо и легко, потому что ему рады».

Цель семейного воспитания — формирование у детей качеств, которые в дальнейшем помогают им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичного трудового стажа, физического здоровья ребенка, его благополучия — все это находится под влиянием семьи и все это относится к функциям семейного воспитания. Первыми воспитателями ребенка, оказавшими на него наибольшее влияние, являются его родители. Французский философ Жан-Жак Руссо также пришел к выводу, что влияние каждого последующего педагога меньше, чем влияние предыдущего.

Девятый принцип

Отец должен в полной мере участвовать в образовательном процессе ребенка. Важность отца трудно переоценить. Это руководство по крошкам в реальном мире, вне семейного очага, поэтому позвольте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным в любое время (даже по телефону).

Участие отца
Участие отца в обучении обязательно

Найдите время, пока ребенок будет занят общением с отцом. Это очень хорошо для сохранения семейного счастья.

Цели, содержание, методы

Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все образовательные процессы (как интуитивно, так и осознанно) подчинены одной цели — сформировать среду обучения и развития, в которой человек растет морально, интеллектуально и физически развитым, готовым решать жизненные проблемы реальностью.

При этом семья как фактор воспитания обязана использовать всевозможные воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.

Семейное воспитание должно включать следующие направления:

  1. Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
  2. Нравственное воспитание. Роль семьи в нравственном воспитании огромна. Любовь к ближнему, уважение к другим, сострадание и честность — главные критерии развитой личности.
  3. Интеллектуальное совершенствование. Привить ребенку желание постоянно узнавать что-то новое, повышать уровень знаний, уметь применять их на практике.
  4. Эстетическое воздействие. Родители должны способствовать развитию эстетических качеств и талантов детей. Демонстрируйте проявление красоты во всех сферах жизни.
  5. Практика работы. Важная воспитательная функция семьи — научить ребенка работать, не ища пути к «легкой» жизни.

Как, в какой последовательности и в каком объеме включены эти факторы, зависит от особенностей конкретной семьи.

К ним относятся следующие индивидуальные семейные черты:

  • Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
  • Психологический климат отношений;
  • Генетические характеристики;
  • Финансовая ситуация;
  • Государство всеобщего благосостояния;
  • Нравственный и культурный потенциал;
  • Количество членов семьи.

Исходя из этих факторов, возможен выбор методов воспитательного воздействия.

Методика выбрана так, чтобы целенаправленно воздействовать на личность ребенка в образовательных целях.

Существуют такие методы правильного воспитания:

  • Комод;
  • Хвалить;
  • Проспект;
  • Наказания;
  • Пример из личной жизни.

Чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родителям необходимо учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.

Пятый принцип

Следите за последовательностью действий вашей семьи. Не меняйте правила и запреты каждый день, это может сделать вашего ребенка очень непослушным. Многие родители непоследовательны в своих образовательных мероприятиях, из-за чего их дети не понимают, какое поведение является нормальным, они запутываются.

Запреты для детей
Постоянно увеличивать количество банов нельзя

Сделайте безопасным и стабильным пребывание детей в семье. Всегда и всем вместе соблюдайте принятые правила поведения.

Шестой принцип

Нет необходимости баловать ребенка всеми его желаниями. Одной крохи достаточно для правильного воспитания и развития того, что есть в доме, а именно:

  • погремушки (в младенчестве);
  • книги;
  • прогулочные наборы (формочки, шпатели);
  • счетный набор;
  • строитель.

Обилие игрушек
Обилие игрушек сводит на нет их ценность

Конечно, детям нравятся и другие игровые предметы. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, не все они необходимы для правильного обучения. Позвольте вашему ребенку иметь базовые представления о деньгах и заработке.

Тринадцатый принцип

Подарите ребенку фотографии из семейного альбома. Расскажите ребенку историю своей семьи. Это гарантирует, что в сердце вашего ребенка навсегда останется место для семейного счастья. Он будет уважать своих близких, с большим уважением будет относиться к старшим. Разве это не цель правильного образования?

Семейный альбом
Часто просматривайте свой семейный альбом

Второй принцип

Все младенцы одинаковы от рождения. Нет ребенка без навыков или с ярко выраженными талантами. Все успехи и неудачи ребенка — это последствия навыков, приобретенных в процессе обучения и развития. Часто, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, мать и отец понимают, к чему у него слабость. Следовательно, все навыки приобретаются до трехлетнего возраста.

Развитие ребенка
Родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка

По этой причине начинать развивать ребенка в творческом или спортивном направлении нужно с рождения, а не со школы.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания, в процессе воздействия на личность, намеренно или бессознательно, выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Деторождение — довольно интуитивная задача. Это генетическая потребность в создании собственного вида.
  2. Социальное. С годами взрослые члены семьи передают сложившийся социальный опыт, коммуникативные навыки в обществе, правила и запреты в поведении.
  3. Одомашненный. В эту особенность входит возможность обеспечить уровень материального благополучия конкретной семьи.
  4. Эмоциональный. Задача семьи — обеспечить удовлетворение ребенка гармоничным общением, любовью, принятием и психологическим комфортом.


Семейные функции тесно связаны. Более того, их «распределение» в каждой ячейке общества разное.

Некоторые родители предпочитают создавать своим детям хорошие материальные условия, считая, что сама жизнь будет их воспитывать в будущем. Другие окружают своих детей любовью, уважением и заботой, поддерживают их и помогают им справляться с трудными жизненными перипетиями. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и действиями детей может обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне верит, что делает все возможное для воспитания своих детей.

Несмотря на то, что семья является основой образования, она все же подвержена влиянию общества. Ведь близость семейных уз, кровные узы, общее мышление и моральные принципы не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой постепенно начинают присоединяться новые поколения, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому необходимо рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных поведенческих рамок в обществе, преодолеть которые невозможно.

Принцип комплексности и систематичности

Определение 4

Суть принципа комплексности и системности заключается в реализации многостороннего воздействия на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в семье, но и в многогранной социальной, природной и культурной среде. Многофакторность обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно усилить влияние на развитие некоторых факторов и уменьшить деструктивное влияние негативных факторов воспитания. Выбор в решении этой проблемы остается за семьей, именно у родителей есть возможность исключить влияние одних факторов, дать правильную интерпретацию другим, изменить содержание третьего.

Научная педагогика разделяет образование на отдельные категории. Однако вырастить ребенка родами невозможно. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья, в отличие от государственного образовательного учреждения, имеет особые возможности для развития детей по многим направлениям: прививать моральные и этические нормы, приобщать их к работе, приобщать их к культуре и помогать с их гендерной идентичностью.

Одиннадцатый принцип

Почему дети
Потому что дети — основа интеллектуального развития

Ребенок должен научиться думать. Пусть растет любопытным образом. Крайне важно не только дать ответы на детские вопросы, например, о семье, но и сделать так, чтобы в голове у ребенка возникли новые. Вопросы указывают на развитие умственной деятельности. Ваш ребенок думает, формирует причинно-следственные связи, строит логические выводы. Прекрасно, если ребенок всегда остается мотивом, в любом возрасте. Не перестает развиваться, вместо зубрежки занимается осознанием окружающего.

Типы семей и особенности воспитания

Родительские правила

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели обучения различают следующие типы семей:

  • Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего инициатива других членов семьи подавляется. Требуется полное подчинение ребенка, его действия регулярно отслеживаются, критикуются, также предусмотрено физическое, моральное давление и наказания. В результате такого воспитания ребенок становится психически неуравновешенным, сердитым. Родителей не уважает, но боится.
  • Чрезмерная опека. Отец и мать считают своим долгом удовлетворять все желания, доставлять удовольствие, всячески защищать потомство, не позволять ему прилагать какие-либо усилия, сталкиваться с трудностями, решать проблемы за него.
  • Равнодушие. Семейные отношения строятся на принципе самостоятельной жизни родителей и детей. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут одни. Взрослые — не их авторитет.
  • Сравнение. Родители и дети демонстрируют свое мнение, не обращая внимания на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок недооценивает себя, вступает в конфликт, груб, возмутителен, циничен по отношению к другим и т.д.
  • Снисходительность. Взрослые не контролируют детей строго, но дают им независимость и свободу выбора. Количество конфликтов в таких семьях минимально. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно реже. Дети учатся в средней школе, не имеют психических заболеваний, обладают высокой самооценкой и хорошо адаптируются.
  • Сотрудничество (авторитетное). В такой семье уверенное, теплое и уважительное отношение друг к другу. Ребенок все держит под контролем, но при этом развивается самостоятельно. Родители используют поощрение в своем обучении, они меняют свои потребности в соответствии со своим возрастом, развитием, потребностями, мнениями. Следовательно, эти дети умеют принимать собственные решения, хорошо адаптироваться, обладают лидерскими качествами и менее подвержены негативным влияниям, чем другие.

Оптимальный тип воспитания — авторитетный. Гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Обзор 5 типов семейного воспитание

Здесь мы сосредоточимся на характеристиках семейных отношений, которые основаны на ценностях и убеждениях взрослых. Часто именно родители позиционируют себя по отношению к ребенку с определенной стороны.

Психологи выделяют несколько основных типов семейного воспитания:

  1. Диктатура. Последнее слово всегда за папой или мамой. При этом они постоянно диктуют детям, как себя вести, что говорить, как думать.
  2. Чрезмерная опека. Родители стремятся защитить своего ребенка от всевозможных опасностей. Из-за этого он становится непригодным для жизни.
  3. Анархия. Взрослые категорически не вмешиваются в детские дела. Результатом этого безразличия становится отчуждение от семьи и мира в целом.
  4. Сравнение. Дом превращается в поле битвы. Между сторонами происходят постоянные конфликты, разрешающие отношения и споры. В результате дети становятся грубыми, скандальными и агрессивными.
  5. Команда. Слаженное сотрудничество родителей и детей — самый эффективный и надежный вид семейного воспитания. Благодаря этому взаимодействию они развивают взаимное уважение друг к другу.

Повышение определенного качества вашего ребенка начинается с осознания его важности. Если он не поймет, что ему нужна эта добродетель, он не сможет ее развить.

Как видите, семейное воспитание нужно тщательно продумывать и планировать. При этом родители должны распределить между собой роли и обязанности. Только в этом случае вы сможете бороться за общую цель, успешно преодолевая все препятствия.

Семейное воспитание и его типичные ошибки — видео

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Определение 2

Суть принципа гуманизма заключается в том, что родители воспринимают ребенка как должное, со всеми его особенностями, индивидуальными особенностями и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними стандартами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые были заложены в сознании его родителей. Однако он не обязательно должен им соответствовать, его смысл заключается в его оригинальности и неповторимости. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «я», показывать его в соответствии с уровнем развития, которого он смог достичь с помощью своих родителей. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Следует избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • Не навязывайте примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть подобным определенному стандарту, образцу для подражания;
  • необходимо научить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Вы должны научиться сравнивать себя «сегодня» с собой «вчера» и делать правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитании помогает ребенку приблизиться к собственному совершенствованию, уменьшить количество внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Воспитание ребенка с внешними характеристиками или физическими недостатками требует особого гуманизма. Из-за бестактного поведения окружающих у ребенка иногда развивается комплекс неполноценности. Чтобы избежать этого, родители должны научиться автономно и спокойно относиться к характеристикам своего ребенка и научить его также уравновешенно воспринимать мнения других. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания — научить ребенка не слишком эмоционально реагировать на неадекватное поведение окружающих его людей, убедить его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый, и именно эти качества будут формировать людей отношение к нему. Любая уникальность в ребенке привлечет к нему окружающих и поможет ему легче мириться со своими недостатками.

Определение 3

Принцип гуманности основан на отношениях доверия между родителями и детьми, а также на взаимном уважении, сотрудничестве, любви и доброй воле.

родителям важно осознавать, что ребенок не является их собственностью и лишен права решать за него свою судьбу, а тем более ломать ему жизнь. В.А. Сухомлинский предложил взрослым:

  • Ощутите в себе детство;
  • Мудро относитесь к проступкам детей;
  • Вы считаете, что они неправы, и не нарушаете их намеренно;
  • Защищайте их, не думайте о них плохо;
  • Не нарушать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помните, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самообразования.

Восьмой принцип

необходимо принять помощь детей, дать им возможность участвовать в домашних делах. Дети хотят быть похожими на своих родителей. Видя, как мать подметает пол, они тоже бросаются с метлой в то же облако пыли. Видя, как родители накрывают на стол, дети берут полные стаканы и ножи. С такой помощью возникает множество проблем: пыль разлетается по дому, разбиваются стаканы, разливается чай.

Домашние дела
Детей нужно учить делать уроки в игровой форме

Казалось бы, самое простое — не позволять ребенку помогать семье.

Однако с каждым стаканом, который вы берете у своего ребенка, вы все больше и больше внушаете своему ребенку мысль: «Я не нужен семье, они все могут без меня». В итоге через десять лет у вас будет подросток, который вам совершенно не поможет. Внесите своеобразный вклад в будущее счастье семьи: купите ребенку веник, пусть он сам несет неполный стакан, дайте тряпочку для очистки от пыли. В будущем вы получите в семье благодарного помощника.

Седьмой принцип

Всегда хвалите своих детей только в том случае, если они действительно этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу с родительской любви. После такой похвалы ребенок постарается сделать что-нибудь полезное в семье. Не думаю, что это здорово. Вообще. Кроха стремится творить добрые дела ради высокой оценки. Так формируется перфекционизм, полная противоположность достижимому подходу семейного воспитания, когда дети пытаются совершенствоваться.

Результаты — настоящие лидеры, но перфекционисты — лишь поверхностные художники. Например, вместо того, чтобы говорить «вы самый умный», скажите «вы отлично поработали». Ищите, что ребенок сделал полезного в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Четвертый принцип

Родители должны иметь одинаковые взгляды на методы воспитания детей. Только в этой ситуации ребенок будет чувствовать себя в безопасности и ощутить целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипулятивные качества. Дети быстро адаптируются к окружающей среде и ищут выгоды для себя. Посетив семейного психолога, многие обнаруживают, что их ребенок — настоящий манипулятор, который сделает все, чтобы достичь желаемой цели. Все это результат семейных разногласий.

Воспитательные меры
Меры воспитания должны быть адекватными и понятными для ребенка

Каждая мера воспитания должна быть сначала тщательно обсуждена в семье.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания: пример, обсуждение, сочувствие, контроль, назначение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные шаблоны.

Основной метод воздействия на родителей на детей — это их собственный пример. Родители всегда воспринимаются маленькими детьми как эталон, имитируют их действия, соглашаются с их мнением, безоговорочно им доверяют. В современных условиях отношение к нему родителей имеет большое значение в формировании личности ребенка.

Современные учителя, проводящие исследования особенностей семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первый основан на расстоянии.

Оптимальная дистанция

Такой стиль общения основан на уважении родителей к детям. В результате ребенок также с уважением относится к взрослым. Ребенок принимается родителями как личность, взрослые учитывают его точку зрения, стремятся выработать собственное мнение. При выборе занятий дошкольником главными считаются его интересы.

Взрослые выражают свои просьбы не в грубой форме приказа, а исходя из понимания детьми необходимости их выполнения. Сотрудничество и взаимопонимание — ключ к отношениям. Взрослые интересуются и активно участвуют во всех сферах жизни ребенка. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Для этого типа общения характерны чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы ребенка. Все решения за ребенка принимают родители, считая, что он слишком мал, глуп, неопытен и т.д. Несмотря на возраст ребенка, навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга общения, направлений оккупации. В такой семье вырастет инфантильный ребенок, лишенный инициативы, без костяка, неспособный действовать самостоятельно. Когда они становятся взрослыми, они хотят видеть в супруге сходство родителей, которые могут окружить их заботой и защитой.

Мать ругает сына

Воспитательный потенциал семьи

Семья — это связующее звено между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Моральные нормы, правила, мораль закладываются в семье, причем в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, щедрость, самоотверженность и т.д.

В противном случае могут сформироваться эгоистичные поступки и деструктивные устремления (агрессия, враждебность, гнев, ненависть). В конце концов, это может привести к аморальному поведению. Таким образом, человек будет представлять опасность для общества и для самого себя. Поэтому ценность семейного воспитания для общества безгранична.

В рамках семейного воспитания проводятся:

  • патриотический;
  • этнокультурный;
  • эстетический;
  • моральный;
  • физик;
  • половое и гендерное образование.

Семья — это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Более того, он постоянно находится в этой системе. Это означает, что действие, слово, жест каждого родителя имеют воспитательную ценность. Воспитание в семье осуществляется постоянно, ежедневно в контексте совместной жизни детей и родителей.

В этом уникальность семейного воспитания: в его преемственности и продолжительности, в большей эмоциональности и стабильном влиянии.

В современном мире наблюдается снижение образовательного потенциала семьи. На это есть несколько причин:

  • нехватка времени на обучение из-за чрезмерной занятости родителей;
  • отсутствие общего времяпрепровождения и общения между детьми и родителями;
  • растущий ценностный разрыв между поколениями и, как следствие, их отчуждение;
  • усилить влияние внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

Следовательно, отношения между родителями и детьми затрагиваются количественно и качественно. Во-первых, нет общего времени. Во-вторых, в отношениях отсутствует понимание и доверие.

Личные качества родителей также имеют большое влияние на семью. Отрицательно влияет:

  • нестабильность, непоследовательность личности;
  • неадекватная самооценка;
  • незащищенность;
  • эгоцентризм;
  • подчеркнутые черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер обработки чувств и переживаний;
  • негибкость мысли.

Отношение ребенка к себе в дальнейшем будет зависеть от отношения родителей к ребенку.

Принцип научности

Здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения к младшему, всегда играли первостепенную роль в домашнем обучении. Однако в современном обществе знание родителями и использование научных основ образования позволяет им достигать более высоких показателей в развитии своих детей. Родителям важно своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой для успешного воспитания ребенка.

Методы семейного воспитания — основа сильного характера ребенка

Детская семья — институт высшей власти. Они часто принимают его традиции как должное, так же как и нормы. Именно семейные устои являются эталоном, к которому ребенок будет стремиться на всю жизнь.

В связи с этим супружеская пара должна использовать эффективные методы семейного воспитания:

  1. Комод. Общение проходит в дружеской непринужденной обстановке. Родители четко объясняют суть вещей, используя логические аргументы и предположения. К тому же они дают ребенку только конструктивные советы.
  2. Повышение. Похвала, награды и подарки развивают у детей чувство удовлетворения от работы. Кроме того, они побуждают ребенка всегда хорошо выполнять свою работу.
  3. Сотрудничество. Это одна из уникальных особенностей семейного воспитания. Родители и дети должны подружиться с общими целями. Для этого им нужно проводить время вместе. Это может быть как совместная работа, так и развлечение.
  4. Наказание. Цель состоит в том, чтобы показать корень проблемы, конкретно указав на ошибки ребенка.
  5. Личный пример. Действия родителей должны соответствовать их словам. В противном случае дети не отнесутся к образованию серьезно.

Четкое понимание основных задач домашнего обучения поможет завершить этот фронт работы. Супружеской паре важно создать в доме атмосферу поддержки, способствующую развитию любви. Кроме того, они должны работать с детьми, чтобы передать им жизненные навыки и опыт. Все это объединяет семью.

У родителей должна быть цель: привить детям тягу к знаниям. Постоянное желание учиться сыграет важную роль в жизни и карьере ребенка.

Третий принцип

Каждое ваше действие, совершаемое в присутствии ребенка, любое слово, сказанное перед ним, имеет большое значение. Вы пример для детей. Вы можете сказать им, как сильно хотите не лгать, говорить вслух, вам нужно надеть шляпу. Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы не начнете соблюдать установленные вами правила. Что сделает ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом начнете кричать на супруга? В голове ребенка сформируется неустойчивое и неоднородное представление о мире. Ребенок понимает, как вести себя в обществе, глядя на родителей.

Пример родителей
Дети копируют поведение своих родителей

Будьте хорошим примером, это необходимо для правильного воспитания.

Десятый принцип

Поднимите свободного агента. Ребенку сложно расстаться с мамой, но от года до трех лет происходит формирование эго ребенка. Многие родители считают, что независимость детей в семье — это то же самое, что бунт против непослушания. Дети хотят быть независимыми по той же причине, по которой все остальные хотят контролировать свою жизнь без контроля семьи.

В два-три года обязательно дайте малышу свободу. Утверждение независимости формирует саморегулирующее поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье дают ребенку возможность развить самоконтроль. Оба этих навыка необходимы для успеха в будущем.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно происходить в соответствии с заранее определенной целью, с последовательной и планомерной реализацией образовательного процесса средствами, методами и приемами, отвечающими возрастным характеристикам и индивидуальным способностям детей. Обучение — длительный процесс, результаты которого можно будет увидеть только спустя годы.

Последовательность и последовательность взрослых в образовании дают детям чувство доверия, которое является основой формирования личности. Если у всех членов семьи одинаковое поведение и требования, мир вокруг детей становится более ясным и предсказуемым. Им легче осознать пределы своей свободы, и не переходить границы свободы других. Родители, которые постоянно воспитывают своих детей, способствуют развитию их производственной и организационной стороны своей деятельности. Последовательное обучение повышает субъективность детей, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное в семейном воспитании — не допустить формирования у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомства того, что считается необязательным для других членов семьи.

Не рекомендуется одновременно применять педагогические методы для детей.

Проблемы семейного воспитания

Наказание

Наказание — одна из трудностей в образовательном процессе

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Нет четкой стратегии воспитания. Отец и мать выбирают ту же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему приемов из педагогической литературы и других источников (Интернет, соседи, знакомые). Бывает, что в семье взрослые расходятся во мнениях и используют разные приемы, не согласованные друг с другом.
  2. Не созданы условия для жизни, нет системы ценностей, нет понятий морали и духовности. Основная задача — одеть и накормить малыша. Не все семьи могут покупать книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда семья думает только о деньгах, не заботится о духовности, нравственности, ребенок немеет.
  3. Влияние окружающей среды ограничено. Нет преемственности поколений, нет походов в театр, музеи и тд
  4. Родительская незрелость. Когда молодые люди становятся родителями без образования, профессии, некоторого жизненного опыта, они не знают, как заботиться о ребенке, они психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок — это личность со своими потребностями, точками зрения, мнениями и характером. Поэтому они считают, что это не соответствует их ожиданиям.
  7. Чрезмерная тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что потомство начинает вести себя агрессивно или замкнуться. Беспокойство и чрезмерная защита подавляют независимость, снижают самооценку.
  8. Все разрешают или жестко ограничивают, все решают за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.д.).

важно, чтобы ребенок (пол не имеет значения) рос в полноценной семье. У каждого родителя есть своя родительская роль. Отец формирует чувство защищенности, становится примером для сына, авторитетом, олицетворяет силу и мужественность. Мать заботится, любит, следит за здоровьем, принимает индивидуальность ребенка, поддерживает его, разделяет его интересы.

Большинство проблем в образовании кроются в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому доверительные отношения теряются.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольники наиболее подвержены ситуациям, событиям, происходящим в их семейном кругу. Объясняется это главной особенностью семейного воспитания детей, которое основано на чувствах и эмоциях, а не на понимании нового опыта, на получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах и других образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания дошкольников — это родительская любовь к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношениях, поступках, чувствах ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, не получающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь к себе недостающее внимание различными действиями, непослушанием, истериками и изоляцией. Основная ошибка родителей в этом случае — наказание ребенка без раскрытия сути проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенок в это время просто нуждается в ласке и поддержке родителей. К основным ошибкам семейного воспитания дошкольников можно отнести:

  • Признание материального благополучия приоритетом над духовно-нравственными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное и аморальное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какой-либо из принципов воспитания, не считайте это роковой ошибкой, которую ничто никогда не сможет исправить. Мы все люди, и люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек совершает ошибки вопреки принципам воспитания, это вовсе не значит, что он плохой.

Признание ошибок
Признание родителями своих ошибок — важный принцип воспитания

Если вы допустили ошибку, признайте это, измените свое поведение и двигайтесь дальше.

Оцените статью
Блог для студентов