Московский государственный университет: когда был основан

История Московского государственного университета

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Московский государственный университет (или МГУ) был основан в 1755 году по инициативе известного интеллектуала и ученого Михаила Ломоносова и до 1917 года назывался Императорским Московским университетом. На момент открытия он состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Уроки читались либо на латыни, языке образованных людей того времени, либо на русском языке. Изначально университет располагался в главном аптечном магазине на Красной площади, который сейчас занимает Государственный Исторический музей.

Это интересно: МГУ был основан 12 января 1755 года (по старому стилю соответствует 25 января по новому), в день Святой Татьяны. С тех пор Татьяна считается покровительницей студентов, а 25 января ежегодно отмечается День студента. В университете укоренилась традиция, когда ректор угощает студентов медом, приготовленным по его секретному рецепту.

Московский Императорский университет сыграл выдающуюся роль в демократизации образования в России. Михаил Ломоносов отметил, что европейские университеты в первую очередь ценят академические достижения студента, а не его социальный статус или семейное положение. С момента своего основания элитарность была чужда духу университетского сообщества. В ряды учеников принимали не только дворян. Только слуги не могли учиться. В конце 18 века большинство студентов и профессоров не имели дворянского происхождения.

Первоначально обучение в университете было бесплатным для всех студентов, а позже стипендии финансировались богатыми купеческими семьями, которые были покровителями университета. Лекции были открыты для публики, как и университетская библиотека, которая в течение столетия оставалась единственной публичной библиотекой в ​​Москве. В 1756 году на территории кампуса открылись издательство и книжный магазин, где печаталась самая популярная газета в царской России «Московские ведомости».

К XVIII веку Московский Императорский университет стал образовательным, научным и культурным центром России и прочно вошел в мировое сообщество. Так продолжалось и в XIX веке, поскольку университет был плавильным котлом для всех слоев общества и привлекал свободомыслящих людей, озабоченных будущим России. Это стало настоящим полем битвы между западниками и славянофилами (сторонниками западных идей и теми, кто считал, что у России есть свой уникальный путь развития). С отменой крепостного права университет пережил период реформ, так как стране требовались высококвалифицированные специалисты по всем отраслям труда. Во второй половине XIX — начале XX веков Московский Императорский университет основал большое количество научных и интеллектуальных обществ, образовательных, исторических и культурных учреждений, в том числе Зоологический сад, Антропологический музей, Музей изобразительного искусства Пушкина в Москве и Санкт-Петербургская Академия художеств.

Это интересно: вторжение французов в Москву в 1812 году осквернило университет, полностью уничтожив библиотеку, архивы, музей и лаборатории. Благодаря пожертвованиям интеллигенции со всей страны вскоре все было восстановлено.

Как мощный центр знаний, внимательно следящий за интеллектуальным развитием в других частях Европы, Московский государственный университет становится все более политизированным. Это проявилось в начале 20 века, когда появление социал-демократических организаций вынудило царское правительство пригрозить закрыть университет, отправить войска в университетский городок и исключить профессоров и студентов. Этот конфликт продолжался до начала Первой мировой войны.

Татьянин день

Есть версия, что 25 января И.И. Шувалов подарил Елизавете Петровне указ об университете в угоду матери, у которой в этот день день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, в первую очередь дня основания университета, стало традиционным и любимым для всех, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученица Татьяна. Значок

Святая мученица Татьяна. Значок

МГУ в период СССР

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Русская революция изменила всю систему высшего образования: согласно указу, изданному в 1918 году, любой человек старше 16 лет, независимо от пола и происхождения, мог посещать любое высшее учебное заведение, даже не имея высшего образования. Кроме того, была отменена плата за обучение в университетах и ​​всем предоставлены стипендии. Эти меры значительно расширили возможности получения высшего образования для населения, и к 1922 году в МГУ обучалось более 20 000 студентов. Поскольку наука и техника считались национальным приоритетом, особое внимание уделялось практическим занятиям, а также научным и математическим дисциплинам. В начале Второй мировой войны в МГУ было 75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов, 66 лабораторий, 4 музея и 2 обсерватории.

Однако главной задачей университета было подготовить как можно больше студентов для советского государственного аппарата. Качество преподавания снизилось, поскольку многие уважаемые ученые ушли (или были исключены) из университета. Факультеты, считавшиеся «отравленными» идеологией старого режима, такие как юриспруденция, история и филология, были упразднены и заменены факультетами социальных наук, целью которых было распространение советской идеологии и идей научного социализма. Гуманитарные науки были восстановлены только через 10 лет в отдельном учреждении.

Политические репрессии Сталина отрицательно сказались на развитии научных исследований. Советские ученые и ученые потеряли связь со своими зарубежными коллегами, их преследовали, заключали в тюрьмы и даже расстреливали, а некоторые отрасли науки были осуждены как пропагандисты идеологии, чуждой коммунистическим идеям. Многие тысячи студентов и сотрудников были призваны на войну во время Второй мировой войны, 3000 из которых погибли. Во время войны университет сосредоточился на военной науке, изобретении новых взрывчатых веществ и разработке самолетов.

В 1940 году университет был переименован в МГУ им. М.В. Ломоносова и носит это название по сей день. После войны на Воробьевых горах был построен новый кампус, оборудованный самыми современными аудиториями и лабораториями. Финансирование университета увеличилось в пять раз, были созданы новые научно-исследовательские институты, в очередной раз активизировалось международное сотрудничество.

Это интересно: 12% всех научных открытий, зарегистрированных в СССР, приписываются выпускникам МГУ.

МГУ сегодня

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

После распада Советского Союза Московский государственный университет стал автономным учреждением. Сегодня в нем обучается более 40 000 студентов и предлагается более 150 программ бакалавриата и 500 программ магистратуры практически во всех областях современной науки и гуманитарных наук. В его состав входят 43 факультета и 380 кафедр, на которых работают более 5000 профессоров и преподавателей, в том числе 300 членов Российской академии наук и других российских государственных академий. В нем также находится библиотека из почти 10 миллионов томов. В рамках своей деятельности МГУ организует образовательные программы, в которых участвуют 10 000 старшеклассников, Олимпийские игры, в которых принимают участие 200 000 старшеклассников, а также Всероссийский фестиваль науки, ежегодно собирающий миллионы участников.

Давние демократические традиции университета продолжаются в рамках проекта «Университет без границ», в рамках которого онлайн-курсы проходят более 300 000 студентов из 120 стран. МГУ тесно сотрудничает с международными университетами и исследовательскими институтами, имеет филиалы в 8 других странах, включая Китай, Словению и страны СНГ. В нем сейчас развивается научно-техническая долина «Воробьевы горы», цель которой — объединить научно-исследовательские институты, образовательные организации и стартапы на одной площадке.

Интересно: проекты научно-технической долины включают банк биоматериалов «Ноев ковчег», аналогичный Всемирному семеноводству на Шпицбергене, и программу освоения космоса, в рамках которой было успешно построено и запущено шесть спутников.

Тяжелое испытание

Со 2 по 6 сентября 1812 года горит Москва. Горело все: жилые дома, Кремль и университетские корпуса. Организация эвакуации оставляла желать лучшего, поэтому в огне сгорели ценные коллекции, приборы, то есть почти все имущество вуза. Часть артефактов своими руками увезли сотрудники МГУ из безлюдной столицы.

Несмотря на колоссальные разрушения, нанесенные исторической столице России, в том числе МГУ, через год возобновили занятия на всех факультетах, а из руин зданий возводили новые.

Благодаря щедрым пожертвованиям и хорошему финансированию университет был основан, и его коллекции и библиотека начали быстро расти. Число студентов выросло до 695 в 1822 году, что более чем в три раза превышает довоенный показатель.

Реформы образования

Следует отметить, что первое высшее учебное заведение было основано при Софии Алексеевне, старшей сестре Петра I. Славяно-греко-латинская академия была открыта в 1687 году по инициативе братьев-монахов Иоанникова и Софрония Лихудовых. Именно в этом заведении окончил Михаил Васильевич Ломоносов, принимавший непосредственное участие в основании Московского университета, но об этом мы поговорим позже.

Многочисленные заимствования Петром элементов европейской культуры несут силу далеко в ряды передовых стран мира. Реформы охватили все стороны жизни, превратив архаическое Российское царство в динамично развивающуюся Российскую империю в 1721 году. Изменения коснулись и образования. Начали массово издаваться книги, учебники, справочники, учебные пособия, появилась первая в России газета «Ведомости». В конце его правления, в 1721 году, знаменательном для истории России, был открыт первый в России университет — Академический университет при Петербургской Академии наук.

Петр Великий

Но потомки не сразу осознали важность новых реформ, и темпы развития при новых наследниках престола значительно снизились. Однако образование шло в массы, необходимость в специалистах все больше признавалась императорским двором. Но идея основать МГУ принадлежит простому крестьянину из Архангельской области.

«Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций

В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Николай I посетил Московский университет. Генерал Иван Дибич, участвовавший в задержании заговорщиков, вспоминал: «Императору стало известно, что среди студентов Московского университета .. преобладает непристойное мышление ». Распоряжением Николая I в учебном заведении было запрещено преподавание философии, а студенты и преподаватели были вынуждены постоянно носить униформу для« своего рода порядка и улучшения».

Николай I также сменил факультеты Московского университета. Открыты юридический, медицинский и философский факультеты. По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно превышать трехсот. Поэтому император решил «контролировать» неблагонадежных учеников. Это ограничение было снято только Александром II в 1855 году.

Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в первой русской революции. Из-за беспорядков и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета написали после одного из внеочередных заседаний: «Никогда еще студенческий азарт не проявлялся с такой силой .. как сейчас». В том же году был создан Центральный студенческий совет университета, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его участники собирали деньги для арестованных студентов, помогали нуждающимся.

Профессора, покинувшие Московский университет в знак протеста 1911 года. Фото: letopis.msu.ru

В ноябре 1910 года студенты Московского университета организовали митинг, посвященный смерти писателя Льва Толстого. Из-за тяжелой утраты занятия не проводились в течение трех дней. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан проспект «О временном запрете государственных и частных студенческих учреждений».

В ответ студенты объявили забастовку 27 января 1911 года. По приказу министра просвещения Льва Кассо в тот же день в университет была доставлена ​​полиция и занятия были приостановлены. Ректор Александр Мануилов подал в отставку на внеочередном заседании Совета университета. За ним последовали более сотни учителей. А по окончании семестра университет покинуло более трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их место были назначены новые учителя, но в знак протеста ученики почти не посещали занятия.

Сегодня жизнь в Московском университете остановилась. В старом здании не было ни души. Лабораторных работ не было около недели. Сегодня в новом здании университета прошли три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель. <…> Студенты собрались в клиниках нервных болезней и психиатрической проф. Владимир Серб (также подал в отставку) не смог завершить свое выступление с энтузиазмом и удалился под продолжительные аплодисменты студентов.
Газета «Речь», 22 февраля 1911 г

Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же родились новые организации студенческого самоуправления: полиция, здравоохранение. Раздали оружие и помогли раненым. Их участники демонстративно отказались подчиняться указаниям учебного заведения. Ректор Матвей Любавский напомнил: «Университет сталкивается с препятствиями для возобновления занятий, потому что его общественность занимается организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, выделяет их для митингов и реквизиций университетского имущества».

Внеучебная деятельность

Во второй половине XVIII века в Московском университете возникли первые научные сообщества, среди которых:

  • Ассамблея Свободной России, целью которой было обогащение и исправление русского языка;
  • «Сборник студентов вуза», где состоялось чтение и обсуждение различных литературных произведений;
  • «Comunità Scientifica Amica», которая занимается публикацией «полезных» книг и подготовкой компетентных преподавателей;
  • «Общество любителей знаний», целью которого было распространение наук.

Вскоре, уже в XIX веке, когда университет стал приобретать статус самого престижного учебного заведения, при нем уже функционировало более десятка таких сообществ.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было три факультета со штатом из 10 профессоров. На философском факультете было четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: общее и российское правоведение, а также политика. Предполагалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, естествознания и анатомии (вакансии здесь были несколько лет).

Запланированные на факультетах занятия проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны посещать все общественные занятия, а желающие также могут посещать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных дебатах, проводимых профессорами университета. За неделю до следующего диспута были объявлены тема и имена выступающих среди студентов. В конце каждого семестра в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и любителей науки из числа москвичей. Подготовка к спорам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета было трудным. Число учеников росло медленно: в 1758 году их было всего 100.

Только 30 студентов получали из казны зарплату 40 рублей в год, остальные жили на собственные средства. В протоколе университетской конференции от 2 июля 1759 г есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успеху занятий, было отсутствие учебников, которые бюджетники не могли купить из-за бедности».

В конце 1757 года граф И.И. Шувалов приказал выделить деньги на обувь и одежду, чтобы прилично одевать студентов. При этом госчиновникам было предписано давать «помимо зарплаты на питание по полмесяца». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в голых мехах, серых кафтанах и парусиновых туфлях, которые считались одеждой бедных. При жизни Ломоносова Московский университет еще не был имперским университетом: учебное заведение напрямую подчинялось правительственному сенату, а его профессора не подлежали никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регламентировалась «Государственным проектом о создании Московского университета». Только при Александре I в 1804 году был принят новый статут Университета Его Императорского Величества Москвы, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и лично утверждался императором. С этого времени и до 1917 года университет назывался Московский Императорский университет.

Нагрудник выпускника Российского Императорского Университета

Нагрудник выпускника Московского Императорского Университета

Награда в виде маленьких мечей, которые давали личное благородство, укрепляла дисциплину среди учеников, поощряла их усердие в учебе. За особые заслуги лучшие студенты получили последующие военные звания раньше, чем предполагалось. Учеба в Московском университете приравнивалась к службе в армии. Пройдя весь университетский курс, студент получил звание обер-офицера (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны до вечера учащиеся колледжей и спортзалов привлекались к военным сборам. Студенты и спортивные залы сформировали веселый университетский батальон, который каждую осень проводил московский военачальник или один из командиров полков, дислоцированных в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные гранты лишь частично покрывали потребности университета, поэтому позже они начали освобождать от налогов бедных студентов. Руководству вуза пришлось искать дополнительные источники дохода, не исключая даже осуществления коммерческой деятельности. Благотворители (Демидовы, Строгановы, Э.Р. Дашкова и другие) оказали огромную материальную помощь. Они купили и передали в университет научные инструменты, коллекции, книги и учредили стипендии для студентов. Выпускники не забыли свой вуз. В сложное для вуза время собирали средства по подписке. По сложившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные коллекции. Среди них богатейшие коллекции И.М. Снегиревой, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзя, И.Г. Петровский и другие.

Московский университет играет ведущую роль в распространении научных знаний. Публика могла присутствовать на лекциях профессоров университета и на студенческих дебатах.

В апреле 1756 г при Московском университете на Моховой улице открылись типография и книжный магазин. Это положило начало отечественному книгоизданию. В то же время университет начал издавать дважды в неделю первую в стране негосударственную газету «Московские ведомости», а в январе 1760 г. — первый литературный журнал Москвы «Полное увевесление». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографией руководил ученик университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Более 100 лет университетская библиотека была единственной публичной библиотекой Москвы.

В 19 веке при университете сформировались первые научные общества — знатоков русской природы, истории и древностей, любителей русской литературы.

Сочетание в деятельности Московского университета задач образования, науки и культуры преобразовало его, по словам А.И. Герцена, в «центр русского образования», в один из центров мировой культуры.

Обратная сторона медали

Интересный факт из истории Московского университета: имя Михаила Васильевича университет стал носить только в мае 1940 года, к 185-летнему юбилею. При жизни Ломоносов не упоминался в официальных документах МГУ. Отсюда и мнение историка Михаила Тимофеевича Белявского о том, что фаворит императрицы Шувалова нагло присвоил славу ломоносовскому проекту и даже в какой-то степени испортил его, введя иностранное профессорство.

Выпускники Московского государственного университета

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

МГУ, лучший вуз России, на протяжении веков имеет множество известных личностей среди своих выпускников. Среди них писатели Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и Антон Чехов, «отец русского социализма» Александр Герцен и государственный деятель Григорий Потемкин. Из 18 российских нобелевских лауреатов 11 — выпускники и профессора МГУ, в том числе Борис Пастернак, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1958 году, Андрей Сахаров и Михаил Горбачев, получившие Нобелевскую премию мира в 1975 и 1990 годах соответственно.

Главный кампус

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Главный кампус МГУ расположен на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. В его состав входит более 1000 зданий, в том числе главный корпус университета, построенный Львом Рудневым. Это самое большое академическое здание в мире. Хотя само здание закрыто для публики, посетители могут исследовать обширный зеленый кампус и посетить смотровую площадку на вершине холма перед университетом, с которой открывается панорамный вид на Москву и великолепный вид на главное здание через 500 метров садов. Вы можете организовать индивидуальную экскурсию по открытой обзорной площадке на 360 градусов на 32 этаже главного здания.

Это интересно: главное здание увенчано гигантской 12-тонной звездой.

Достопримечательности МГУ

Геологический музей МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Музей основан в 1950 году и занимает 24–31 этажи главного корпуса МГУ. Его экспонаты охватывают геологию и географию России и мира, тундру, леса и степи России, вулканы, землетрясения, морскую деятельность, древнюю историю мира, полезные ископаемые мира и строение Вселенной.

Ботанический Сад МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Сады были созданы в 1706 году Петром Великим для выращивания лечебных трав. Новый ботанический сад биологического факультета расположен на территории главного кампуса и включает фруктовые деревья, сад камней, озеро и тысячи разновидностей цветов. Старый аптекарский сад расположен к северу от центра города на проспекте Мира и включает ухоженные цветники, дендрарий и оранжереи с экзотическими и редкими растениями.

Зоологический музей МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Музей был основан в 1791 году как кабинет естествознания Московского Императорского университета и открыт для публики в 1866 году. Здесь представлены экспонаты птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых, рыб и редких животных со всего мира. Музей расположен на Большой Никитской улице.

Интересно: в Зоологическом музее хранится скелет шерстистого мамонта, а посетители могут держать рептилий в научном террариуме!

Военная подготовка

С момента основания Московского университета, наряду с научной стажировкой, студенты проходили военную подготовку, формируя весной веселый батальон. Осмотр войск проводил военачальник или командир местного полка.

Обучение приравнивалось к службе в армии. Окончание курса ознаменовалось выходом из должности младшего офицера. Кроме того, при дисциплинированности и прилежании в учебе студенты могли получить право на личное дворянство.

Особый статус

С 1755 года Московский университет находится под контролем императорской короны. На деньги, полученные от государственных субсидий и спонсорства, закуплены школьная форма и обувь, книги, приборы, научные коллекции.

Московский государственный университет в годы основания

Через год после основания Московского университета при нем стала выходить одна из самых популярных газет того времени. Читатели помнят его имя? Если нет, то мы говорим о «Московских ведомостях». Издание газеты стало возможным благодаря открытию типографии и книжного магазина в здании университета. Университетская библиотека более века оставалась единственным местом, где население могло свободно пользоваться литературой.

Развитие Московского университета в 18 веке сопровождалось расширением территории и строительством новых зданий. При Екатерине II университет переехал на Моховую улицу от «Аптекарского дома» к ранее занятым Воскресенским воротам. В 1779 году ректор университета Михаил Матвеевич Херасков основал дворянский пансионат, куда попали самые привилегированные слои общества.

Также признаком особого положения университета было его прямое подчинение правящему Сенату.

Властители дум

В 19 веке в университете делались открытия, зарождались новые отрасли науки. Московские профессора считались мастерами мысли, а студенты — законодателями моды. Но не для брюк и сюртуков, а для книг, статей, идей и вообще идеологии. Всемирно известные ученые и писатели также высоко оценили признание молодых студентов университетов.

В 1840 году «вся Москва» собралась на лекцию Тимофея Грановского по всеобщей истории. В «Прошлом и мыслях» Александр Герцен, учившийся на физико-математическом факультете, многое вспомнил из своей alma mater, бурных умов, которыми славился тогдашний университет. И, конечно же, не забыл своего любимого учителя:

Цитата автора

«Грановский был одарен невероятным тактом сердца. Все в нем было так далеко от неуверенной раздражительности, от притязаний, так чисто, что с ним было необычайно легко… Влияние Грановского на университет и на все молодое поколение было огромным и пережило его; оставил в покое длинную светлую полосу. С особой любовью смотрю на книги, посвященные его памяти бывшими учениками»

Максим Максимович Ковалевский, историк, социолог, всемирно известный ученый, один из первых претендентов на Нобелевскую премию мира, тоже стал эпохой в истории вуза. На Моховой он читал курс истории заграничных государственных учреждений. Читаю под аплодисменты студентов; как вспоминал один из его учеников, литературовед Борис Щетинин:

Цитата автора

«Его речь — шумный, искрящийся каскад слов .. сколько научных цитат всегда перемежается, сколько разных остроумных сравнений, красивых образов, удачно подобранных сравнений, сколько богатства фактического материала свидетельствует о колоссальной памяти человечества оратор и совершенно исключительная эрудиция .. Ковалевский был кумиром студенческой молодежи»

Максим Ковалевский

Фото: commons.wikimedia.org Максим Ковалевский

Ковалевский завещал университету свою уникальную библиотеку — 15 000 томов — и немалую сумму для выплаты личных стипендий.

Иван Тургенев тоже гордился своим студенческим прошлым. В молодые годы знаменитый писатель отвечал на приветствия московских студентов следующим образом:

Цитата автора

«Я тем более горжусь и счастлив этой симпатией, что я сам был студентом Московского университета и всегда считал за честь принадлежать к этому очагу истинного просвещения, истинной духовной свободы. Я также желаю вам, джентльмены, мужественно идти по пути, проложенному вашими предшественниками, к той прекрасной цели, которая уже была видна их глазам, но которая, я надеюсь, будет с каждым днем ​​все меньше и меньше сдвигаться»

Иван Тургенев

Фото: ТАССИВАН Тургенев
Министр имперского значения: несколько жизней Николая Румянцева Как опальный канцлер государства развивал отечественную науку

Какую цель имел в виду Тургенев? Студентов того времени объединяло поэтическое отношение к идеалам свободного и просвещенного общества. Считалось, что научный прогресс рано или поздно приведет к более справедливой реорганизации государства и общества. И без этой мечты невозможно представить историю свободолюбивого Московского университета.

Создание Московского университета

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост с Тверской улицы в Москве. 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию после четырехлетнего заграничного путешествия. Там он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории доктора Иоганна Хенкеля, посвятил себя физике и минералогии. В России Ломоносов получил звание профессора Академии наук, вскоре стал читать лекции в Академическом университете. В конце 1740-х годов ученый познакомился и начал переписываться с покровителем и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым. Ломоносов часто говорил с ним о зарубежных университетах, а Шувалов предлагал создать в России новое учебное заведение по-европейски.

В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настоял на том, чтобы обучение велось на русском языке и среди учеников были представители всех классов. Пришлось готовиться к поступлению в гимназию: без нее, по мнению ученого, «университет — бессемянная пашня». Чтобы тратить меньше казначейских денег, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не в Петербурге. Также было легче попасть студентам из других городов России. Доработал проект Ломоносова Иван Шувалов.

Летом 1754 года Сенат одобрил проект создания университета. По распоряжению Елизаветы Петровны учебному заведению передано здание бывшей главной аптеки недалеко от ворот Куретных (ныне Воскресенских) на Красной площади: «Приказать Ревизионному совету, главному комиссариату и отделению снабжения за ним» дом, расположенный в вышеупомянутом здании у дома Куретных ворот . осмотреть полуразрушенный аптечный дом и что, где отремонтировать и переделать, после инвентаризации, плана и сметы отправить немедленно в Сенат правительства ». Реконструкцию помещения для нужд учебного заведения провел архитектор Дмитрий Ухтомский.

25 января 1755 года, в день Святой Татьяны по православному календарю, Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Позже в этот день начали отмечать День российского студента. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.

Константин Юон. Студенты вуза (фрагмент). 1929. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В университете созданы три факультета: философский, медицинский и юридический. Вход разрешался представителям всех сословий и рядовым гражданам, за исключением крепостных. Ломоносов писал: «В университете самый респектабельный студент; а кто ребенок, то незачем ». Все студенты были разделены на самозанятых и государственных служащих. Первые платили университетские сборы сами, вторые — студенты из малообеспеченных семей — поддерживались государством.

Через год после создания университета при нем он открыл собственную типографию, в которой начал издавать первую негосударственную газету в России — «Московские ведомости». С 1760 г издается литературный журнал «Полезные развлечения». С момента открытия университета здесь действовала публичная библиотека, которая была единственной публичной библиотекой в ​​Москве. Были театр и хор, в который входили студенты. Их выступления демонстрировались на Красной площади во время Масленицы, Пасхи и ярмарок. В 1791 году при Московском университете был создан Зоологический музей, в котором содержалось более 15 тысяч предметов: старинные книги, коллекции монет, окаменелости.

Занятия в здании рядом с Куретными воротами проходили только первые два года. Вскоре места стало не хватать, поэтому в 1757 году по распоряжению Елизаветы Петровны заведение переехало в имение князя Петра Репнина на Моховой улице. Недалеко от него в 1780-х годах архитектор Матвей Казаков построил новый «университетский квартал». Его главный корпус стал первым зданием в России, спроектированным и построенным специально для университета.

Неизвестный артист. Иллюстрация из книги Матвея Любавского «Московский университет 1812 года» (фрагмент). 1826. Государственный Исторический музей, Москва

Во время Отечественной войны 1812 года загорелся главный корпус университета на Моховой улице. Были уничтожены все лаборатории, библиотека, в которой насчитывалось более 20 тысяч книг, артефакты из музейных собраний и учебные материалы. Из архива сохранилось чуть более 50 книг и 12 старинных рукописей. Мэр Москвы Федор Ростопчин писал: «К отъезду нужно подготовить только самое дорогое и значимое, а остальное оставить на данный момент, а также учеников, которых можно отправить позже». Настоятелю Ивану Гейму удалось найти лошадей и колесницы, на которых было привезено большинство профессоров и студентов. Однако некоторые из них покинули Москву пешком.

Реставрационные работы начались в декабре — специально для этого была создана временная комиссия во главе с Геймом. «Университетский квартал» перестроил архитектор Доменико Джиларди. Работа была завершена только в 1819 году, все это время студенты занимались арендованными зданиями в Долгоруковском переулке.

Коллекциям библиотеки и музея МГУ помогли меценаты. В 1815 году учебному заведению было подарено более семи тысяч книг.

«Универсальный человек»

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был первым великим русским естествоиспытателем. Его вклад в науку Российской Империи сложно оценить: помимо инициативы по созданию Московского университета, он сделал ряд открытий в физике, химии, астрономии, географии, геологии, приборостроении, металлургии. Кроме того, Михаил Васильевич известен также как поэт, художник, филолог, генеалог и историк, но с чего все это началось?

Михаил Васильевич Ломоносов

Как уже говорилось выше, при Петре I печатные машины стали печатать огромное количество учебных материалов. Ломоносов родился в разгар правления Петра Великого, в разгар реформ. Маленький Миша освоил грамматику Смотрицкого и арифметику Магнитского. Теоретические знания обогатил богатый опыт естественных наблюдений, который он приобрел, ловя рыбу у территорий Полярного круга.

В возрасте девятнадцати лет Ломоносов сбегает из отцовского дома в рыболовной повозке, направляющейся в Москву, и в январе 1731 года оказывается в исторической столице. Целью юного авантюриста было поступление в Славяно-греко-латинскую академию, где любознательный ум мог насытиться обширными знаниями философии, иностранных языков, теологии. Последнее серьезно волновало молодого ученого, и отдельный период своей жизни Ломоносов стремился стать священником.

В то время крестьянскому сыну было невозможно поступить в вуз, поэтому Михаил Васильевич умалчивал о своем истинном происхождении. Через 4 года правда откроется, но из-за феноменальной успеваемости решение об отчислении ученика так и не было принято.

Из Славяно-греко-латинской академии Ломоносов был переведен сначала в Киево-Могилянскую академию, затем в Петербургскую Академию наук. Дальнейшее образование будет продолжено за границей, и только в 1741 году ученый вернется в Петербург для работы на благо своей Родины.

Несколько лет в качестве сотрудника, а затем профессора Михаил Васильевич плодотворно работал над развитием образования, издавая научные трактаты и заработав репутацию при императорском дворе. В 50-х годах XVIII века Ломоносов сблизился с фаворитом императрицы и меценатом Иваном Ивановичем Шуваловым. Эти знания сыграют решающую роль в создании Московского университета.

Оцените статью
Блог для студентов